
Про устюженские блины и веселье на Масленицу
Масленица – праздник проводов зимы и встречи весны. Православная церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Сыропустной неделей (седмицей). Одним из главных атрибутов масленичной недели является народная традиция выпечки блинов
В языческие времена блины считались обрядовой пищей, связанной с культом Бога Солнца. В древней Руси блины именовались млинами, что связывают со словами «мелю, молоть», указывающими на то, что блины-млины – это пища из перемолотого зерна. Древнерусские «млины» символизировали само светило. Языческие поселенцы будущей Устюжны Железопольской верили, что человек, съевший блин, заряжает себя солнечной энергией и здоровьем.
Блины умела печь каждая местная хозяйка, однако существовали профессиональные мастера, которых называли блинниками. У их потомков профессия предка превратилась в фамилию. Например, по данным 1567 года в Устюжне проживал некто Олешка Иванов сын Блинцов, а в 1626 году в городе был зарегистрирован калачник Василий Петров сын Блинников.
В начале ХХ века блины в местных домах пекли, практически, каждый день, так как, по воспоминаниям старожилов «это был главный продукт, заменяющий ржаной хлеб». Таким продуктом являлись кислые овсяные, так называемые, «деревенские блины» на опаре.
Глиняные посудины для приготовления блинного теста называли блинницами, а специальные сковородки диаметром до 30 см, на которых выпекались блины, жаровниками. Кстати, кислые овсяные блины заменяли не только хлеб, но и некоторые столовые приборы. Каждый блин сворачивали трубочкой, которой умудрялись поддевать пищу из общей посудины. По воспоминаниям, так ели, например, жареного в сметане карася.
Овсяные блины полагались к традиционным местным блюдам: черным щам, ухе и яичнице – драчёне (картофельному пюре с яйцами, запеченному в русской печке). Овсяные блины, испеченные на конопляном масле, были разрешённым блюдом во время церковных постов.
В устюженской похоронной традиции известны обрядовые блины-лепешки под названием «опекушки», «опекишки» или «опекиши», которые родственники усопшего разносили по домам в качестве поминального угощения. Местные старожилы рассказывали: «В девятой день надо помянуть, опекишов спечь. Двадцатой день тоже опекишов напекут, старухам носят». Такая традиция была зафиксирована специалистами, например, в устюженских деревнях Дементьево и Расторопово. В деревне Слуды подобные лепешки, обжаренные в масле, называли «пряженниками».
Продолжение читайте в свежем выпуске «Первой городской» газеты от 28 февраля 2025 года
.