Итоги кузнечного "фестиваля" прошедшего в Устюжне
Как-то нынче «скромновато» прошёл фестиваль кузнечного промысла «Железное поле».
Ежегодно в память о фестивале кузнецы дарили городу подарок. Этот дар от кузнецов венчал фестиваль. Так на память о кузнецах остались
в Устюжне фонарь, кованые решётки,
памятный знак на Соборной площади;
дверь с коваными ключами, которую можно увидеть в экспозиции краеведческого музея; скамейка напротив музея стала излюбленным местом отдыха устюжан.
В этом году фестиваль прошёл, не оставив
о себе на память ничего! Приехали кузнецы
в Устюжну, поторговали своими изделиями,
пообщались и уехали домой. Неужели традиции фестиваля «Железное поле» будут утрачены?
Сергей Веркеенко и Сергей
Полторак ответили
на недоумённые вопросы
наших читателей после прошедшего VIII межрегионального
фестиваля кузнечного
мастерства «Железное поле»
Фестиваль
или ярмарка?
Во-первых, это был не фестиваль кузнечного мастерства, а кузнечная ярмарка. В понимании кузнецов, фестиваль – это совершенно другое! Здесь в рамках Поздеевской ярмарки была выделена территория для кузнечной ярмарки, во время которой кузнецы смогли торговать своими изделиями. Ярмарка ярмаркой, а ведь должен быть фестиваль!
Фестиваль же предполагает обмен опытом между кузнецами различных городов и регионов, а также совместное изготовление какой-либо композиции. Так не только ранее было на наших фестивалях, но и принято на всех других.
В идеале: кузнецам даются домашние задания, заранее продумывается совместный проект, рисуются для него эскизы, затем во время фестиваля кузнецы вместе куют что-то. И самое главное – во время совместной ковки они обмениваются опытом! Кузнецы обсуждают, расспрашивают друг друга, делятся кузнечными хитростями.
«Культура в металле»
В этот год кузнецам как бы «дали» домашнее задание – выковать изделие для участия в конкурсе на свободную тему «Культура в металле». Но настоящей организации фестиваля в этом году не было. В итоге специально для конкурса делали только две работы – Дмитрий Корсаков и фирма «Ажур» из Череповца. Остальные кузнецы просто выделили из своих запасов то, что привезли на продажу.
Сергей в конкурсе не участвовал, так как был приглашён в жюри конкурса. Не мог отказаться, так как оказался в нём единственным, кто разбирается в кузнечном деле. Но постарался обосновать свою позицию по каждому изделию со стороны кузнеца.
Кузнечные вопросы
Ярмарка прошла и прошла, но теперь у кузнецов возникло множество вопросов, касающихся будущего:
– Если в следующем году всё будет так же, как в этом, то мы участвовать больше не будем. Да и ладно бы только мы. В этом году собралось 25 кузнецов, но большинство из приезжих сделали это по нашей просьбе. И приехали они, в большей степени, не на фестиваль, а к нам в гости. Некоторые из ни и молота в руки за эти дни ни разу не взяли. А с таким отношением к кузнечному мероприятию в следующем году приедут два с половиной человека.
О каком проведении фестиваля кузнечного мастерства сейчас можно говорить, если кузнецов не пригласили хотя бы на один организационный комитет по фестивалю кузнечного мастерства?!!
Не пригласили, наверно, потому что я задаю всегда неудобные вопросы. Поэтому в этот раз со мной, как с профессионалом, не советовались. Один раз начальник управления по культуре, молодёжной политике, туризму и спорту Ирина Малышева приехала в кузницу, чтобы спросить, как начать фестиваль. Я прямо сказал, что с таким отношением делать ничего не буду по организации как раньше.
Естественно, я не стал никого из кузнецов агитировать против приезда на праздник. А ведь каждый из них мне звонил, спрашивал: как и что будет? Но увидев то, что было в этом году, они в следующий раз и сами не поедут.
Отношение к работе кузнецов
Единственное, что было сделано хорошего, так это организовали проживание и питание для приезжих кузнецов. Хотя второй год подряд считается, что местные кузнецы есть не хотят и талоны на обед не давали. Мелочь, конечно, но показывает отношение. Ведь устюженские кузнецы тоже целыми днями участвовали в фестивале и им просто некогда было ездить домой на обед.
– Очень показательно и отношение к нашим предыдущим кованым проектам. Неужели трудно было перед фестивалем организовать машину и помыть «солнце», которое мы выковали в позапрошлом году. Чтобы перед гостями города в праздничный день оно смотрелось не закутанным в паутину, а сверкающим. И другие изделия можно было привести в порядок.
Или одна из скамеек, которые мы делали несколько лет назад, так и пропала ещё пару лет назад. И никто и не знает, где она сейчас.
Совместный проект фестиваля
Во время ярмарки к кузнецам постоянно подходили люди и спрашивали: «Что вы будете делать в этом году для города? А почему ничего не куёте? Неужели вы ничего оставите городу на память?»
Сергей Веркеенко даже рисовал эскизы для этого фестиваля и не один. Но изготовление любой композиции требует денежных средств на закупку металла. В этом году планируемые на это деньги были потрачены на какие-то другие благие дела.
Кузнечный бренд города
Сергей Веркеенко уже сомневается в нужности устюжанам бренда:
– Я постоянно говорю о том, что должен быть какой-нибудь человек, который будет отвечать за развитие кузнечного дела в Устюжне. Ведь этот бренд сейчас совсем не развивается, да и не может он развиваться сам по себе, для этого нужно работать. Пути развития есть и их много.
Сколько мы говорим об интерактивной кузнице? Я был готов купить помещение для неё. Даже почти купил, участвовал в аукционе, заплатил немаленькую сумму. Но в итоге оказалось, что комитет по управлению имуществом администрации Устюженского района как-то неправильно организовал аукцион. Деньги вернули, но помещения для кузницы так и нет опять.
Каждый ежегодный фестиваль кузнечного мастерства должен быть своеобразным подведением итога работы кузнечного бренда за прошедший год.
Мы хотим, чтобы кузнечный бренд развивался в городе. Но сейчас дошло до того, что нужно собираться всем вместе: главам образований, депутатам, сотрудникам управлений администрации, музея и многим другим. И всем вместе решать вопрос:
НУЖЕН ЛИ КУЗНЕЧНЫЙ БРЕНД УСТЮЖНЕ?
.