Елена Воротынцева – Заслуженный работник культуры РФ
Ещё 22 мая 2014 года был подписан Указ президента, которым старшему научному сотруднику Устюженского краеведческого музея Елене Александровне Воротынцевой было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Если вы встречали когда-нибудь Елену Воротынцеву, то вы обязательно её запомните. Эта милая улыбчивая женщина не может не понравиться. Но если вы ещё с ней пообщаетесь, то будете поражены её знаниями по истории Устюжны.
Но главная её особенность в том, что даже серьёзные научные факты она может изложить простым доступным языком. Так, что даже если вы совсем далеки от истории, вы всё поймёте и запомните. И потом будете удивлять знакомых своими почти энциклопедическими знаниями.
Или хотя бы найдите возможность прочитать устюженские легенды, написанные Еленой Воротынцевой. Вы будете приятно удивлены столь привлекательным стилем изложения.
В историю из детства
В Устюжну семья Воротынцевых приехала, когда Елене было 11 лет и школу она оканчивала здесь – уже десять раз реорганизованную УСШ №1. Профессии родителей – токаря Александра Дмитриевича и технолога обувного производства Клавдии Степановны – были далеки от гуманитарных наук. Но ещё в школьные годы зародилось увлечение Елены историей, чему немало способствовали уроки учителя истории Нины Михайловны Соловьёвой.
После школы Лена решила работать и устроилась на машинно-счётную станцию. Пересчитывала цифры статистики, а через несколько месяцев вечерами стала снова брать в руки для собственного удовольствия исторические учебники.
И опять две устюжанки сыграли большую роль в её жизни: корреспондент районной газеты Людмила Васильевна Объявина и директор на то время Устюженского краеведческого музея Евгения Сергеевна Крукле. Первая посоветовала Елене идти работать в музей, а вторая приняла девушку под свою опеку. Но приняли Елену на работу с условием, что она обязательно пойдёт учиться.
Работа в музее
Поэтому следующие несколько лет она совмещала музейную работу с заочной учёбой на историческом факультете Ленинградского государственного университета. Уже давно Елена Александровна считается признанным специалистом и во многом чуть ли не единственная может помочь.
Прежде всего, это работа с архивом музея: разбор документов и экспонатов, регистрация и оформление новых поступлений, составление исторических справок по запросам. Кроме того, она занимается подготовкой и проведением экскурсий, и участвует во многих мероприятиях музея.
Ведь даже, чтобы подготовить небольшую выставку, нужно провести большую работу многим музейным сотрудникам. Но самое сложное в выставочной работе музея, по словам Елены Воротынцевой, было в советские времена. Раз в пять лет музейщики готовили выставку, посвящённую очередному съезду КПСС. Вот уж тогда перед открытием их проверяли досконально несколько комиссий – от местного райкома партии до комитета по охране государственной тайны.
Сейчас действительно стало немного проще работать: появился Интернет, с помощью которого можно быстро выйти на сайты любых музеев и архивов, да и переписка с любыми организациями или гражданами занимает гораздо меньше времени.
Интересности работы
Но ведь всё равно нужно многое знать. Например, с чего начать какие-либо исторические поиски или куда обратиться в первую очередь.
А уж куда заведут очередные поиски? Например, в последнем восьмом альманахе «Устюжна» опубликован материал Елены Воротынцевой о Казанском храме. Начиналось, всё с того, что она решила проверить древнюю легенду о его создании.
И ведь оказалось, что ошиблись московские историки высокого ранга, называя основателя Казанского храма одновременно и создателем Череповца:
– Имя и того, и другого – Афанасий, только их разделяет 200 лет. Основателем Казанской церкви считается Афанасий Железный Посох и в некоторых источниках говорилось, что он основал город Череповец. На самом деле основателем города стал ученик Сергия Радонежского Афанасий Череповецкий.
Найдя временные несостыковки, я начала «копать» и мне удалось это доказать. Легенда – это такой тяжёлый источник, ведь многое придумано. Все данные нужно или подтвердить документально, или опровергнуть.
А итог этой работы стал для меня неожиданным и удивительным – удалось выявить Чудотворную икону Казанской Божией Матери. Во время ремонта церкви она попала в запасники музея. Сейчас икона реставрируется, и мы надеемся, что устюжане смогут её увидеть.
Музейные трудности
В запасниках Устюженского краеведческого музея хранится очень многое. Из этих экспонатов, по словам Елены, можно даже шесть таких музеев организовать. Но всё упирается в отсутствие места. Мало того, что нужно больше помещений, все они должны быть специально оборудованы: охранные сигнализации, температурные режимы, нормативы влажности и многое другое. Всё это требует средств.
Хотя деньги можно было бы заработать. Ведь есть и богатый историей край, и проверенные временем точки привлечения туристов, и богатые музейные коллекции, и увлечённые музейные сотрудники.
Туризма в районе нет
Но туризма, как такового, в нашем районе нет. Есть экскурсионное обслуживание. В Устюжну приезжали представители многих крупных тур-операторов, но уезжали, увидев нашу инфраструктуру. Туристам нужен комфорт, которого Устюжна предложить не может.
Так и остаётся поездка в наш город – туром выходного дня, потому что больше здесь ни один турист не выдержит. Но даже это сейчас осложняет закрытие моста через Ворожу. Или, например, Городище приходится часто исключать из экскурсии, потому что показывать заросшие кусты и кучи мусора просто стыдно.
А ведь сколько на слуху мест, где развитие туризма идёт огромными скачками на основе только одной легенды. Порой даже не доказанной.
Ближайщие планы Елены
– Сейчас пытаюсь обобщить всё то, чем я занималась 30 лет, и собарать всё в один том: мифы, легенды, а также традиции и факты быта: что ели, пили и во что одевались устюжане, какие танцы, промыслы и ремёсла были…
Всё, что я смогла накопать за годы работы, сейчас перерабатываю, чтобы это было удобоваримо и в простой форме. Не знаю, будет ли это когда-нибудь издано, но надеюсь, что материалы помогут сотрудникам музея в работе после моего приближающегося ухода на пенсию.
.