В российской промышленности назревает новый системный кризис
Металлургические предприятия России с завидной стабильностью демонстрируют ухудшение показателей. На отрасль давит целый комплекс проблем, среди которых — пониженный спрос на продукцию. Внутри страны все меньше металла покупают строители и автопроизводители, а вне — сокращается торговля с давними партнерами. Не оправдалась и ставка на Китай. Сейчас там наблюдается переизбыток собственной стали.
Стальные недра
Еще со времен советской индустриализации металлургии уделялось особое внимание. Возникали новые заводы, вокруг них росли города. В итоге доля Советского Союза в мировом производстве чугуна и стали достигала 25 процентов. В 1954 году для развития отрасли было даже сформировано специальное ведомство — Минчермет СССР. Сейчас российская металлургия переживает не лучшие времена.
На слуху проблема компании «Мечел». Ее чистый долг на сегодняшний день составляет около девяти миллиардов долларов. Несколько месяцев правительство и бизнес-сообщество пытаются придумать, как спасти компанию от банкротства. Просто закрыть предприятие нельзя, на нем работают более 80 тысяч человек. Но проблемы «Мечела» — это лишь вершина айсберга. Весь металлургический сектор страдает от ряда серьезных проблем. Владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин допустил, что отдельные предприятия в металлургической отрасли обанкротятся, и им не сможет помочь даже правительство. Вероятно, что прогнозы господина Лисина сбываются.
Вклад черной и цветной металлургии в ВВП России составляет более 10 процентов. Только в секторе черной металлургии занято более 600 тысяч человек, она же обеспечивает примерно 15 процентов промпроизводства. Экономическое благосостояние целых регионов зависит от металлургии. Крупнейшие заводы расположены в Липецкой, Челябинской и Свердловских областях. Отраслевой кризис затронет большое число работников, поставит под вопрос существование многих моногородов, а также подкосит развитие целых регионов.
Каскадный эффект
Не только Россия страдает от кризиса металлургии. Спад носит общемировой характер. В некоторых странах он проявляется мягко, в других приводит к экономическому упадку. Например, на Украине, которая зависит от стали также, как и Россия от нефти. Последствия от кризиса в металлургии расхлебывают на Украине до сих пор. В России же ключевая проблема — сокращение спроса со стороны смежных отраслей промышленности. Проще говоря, металлурги и рады бы выпускать прокаты и трубы до бесконечности, но их некому покупать. При этом пострадал как внутренний спрос, так и внешний.
Внутри страны основную долю спроса покрывает строительство и автопром. По данным Росстата, темпы роста строительства в 2013 году составили 5,6 процента. В 2012 году показатель был таким же. Здесь все стабильно, поэтому и увеличения спроса на продукцию металлургии нет. Ситуация исправится только в случае строительного «бума». Автопром, в свою очередь, страдает от снижения продаж. Россияне покупают все меньше автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первые шесть месяцев рынок просел на 7,6 процента. АЕБ прогнозирует падение уровня продаж в РФ по итогам 2014 года на уровне 12 процентов. В таких условиях автомобильные заводы вынуждены уменьшать рабочую неделю, отпускать сотрудников на длительные каникулы или просто увольнять их. Производство машин сокращается, а значит падает спрос и на металлы.
С экспортом та же проблема. По данным Федеральной таможенной службы, в 2013 году российские поставки металлов и металлических изделий сократились на 12,2 процента. Не оправдалась ставка на Китай. Российские предприятия рассчитывали, что бурно развивающейся металлургической отрасли Поднебесной потребуется много сырья и продукции. Однако в КНР наблюдается переизбыток собственных мощностей. В 2013 году сталелитейные заводы вышли к отметке в миллиард тонн. Это заставило китайские власти задуматься о выводе некоторых мощностей из эксплуатации. Например, в ведущем металлургическом районе Китая — Хэбэйе — в начале 2014 года отмечено снижение производства почти на 6 процентов. Следовательно, в ближайшие годы не стоит рассматривать Китай в качестве рынка сбыта.
Переизбыток мощностей в металлургии — общемировая проблема. Большинство предприятий планировали, что спрос на продукцию металлургии будет поддерживаться на высоком уровне еще долго. Но прогноз не сбылся. Теперь заводов больше, чем надо. Глава НЛМК Владимир Лисин в своей колонке в Financial Times оценил общемировой переизбыток сталеплавильных мощностей в 500 миллионов тонн. «Металлургические и горнодобывающие компании, которые многие годы делали ставку на рост потребления, попали в ловушку и могут оказаться под еще большим давлением в 2014 году из-за растущих расходов», — считает он.
В исследовании Ernst & Young «Бизнес-риски в металлургической отрасли 2014-2015» сказано, что для нормального развития отрасли необходимо повысить производительность, а также сократить издержки. Также названы несколько рисков, которым подвержена российская металлургия. В частности, упомянуты недостатки инфраструктуры — нехватка пропускной способности железных дорог, портов, автотрасс. Многие предприятия также отмечают нестабильную ценовую ситуацию. К примеру, средняя стоимость на стальной прокат в Росси в 2013 году упала сразу на 10 процентов. А по сравнению с 2008 годом цены на продукцию черной металлургии и сырье упали на 40 процентов.
Лидеры и аутсайдеры
Участники рынка реагируют на кризис по-разному. Некоторым приходится очень тяжело, а кто-то справляется с ним достойно. В черной металлургии, самым сложным «пациентом» можно назвать «Мечел». Также большой долг у компании «Евраз», которая является крупнейшим производителем стали в России. К концу 2013 года он составил 6,5 миллиарда долларов. В то же время, «Евраз», наряду с НЛМК и «Северсталью» остаются лидерами отрасли по выручке в 2013 году. При этом она снижается на протяжении последних лет. «Эти компании можно назвать флагманами российской черной металлургии. Каждой из этих компаний в прошлом году удалось увеличить объемы производства», — сообщил «Ленте.ру» аналитик «Национального рейтингового агентства» Александр Пахалов. По его словам, компании надеются на рост внутреннего спроса. В частности, ожидается рост поставок стальных труб для строительства газопровода «Силы Сибири».
В цветной металлургии проблемы испытывает еще один гигант — компания «Русал». На конец марта 2014 года чистый долг компании составлял 10,3 миллиарда долларов. Убыток по сравнению с 2012 годом вырос в шесть раз до 3,2 миллиарда долларов. С другой стороны, есть компании, на которых снижение мирового спроса сказывается меньше. Корпорация ВСМПО-АВИСМА производит более 90 процентов российского титана и сейчас поставляет свою продукцию почти в 50 государств. Клиентами российского предприятия являются крупнейшие авиастроительные компании Boeing и Airbus. Также партнерами ВСМПО-АВИСМА являются Rolls-Royce, Embraer, Messier-Bugatti-Dowty.
«Прошлый год стал для металлургов одним из худших. Отрасль живет за счет спроса на внутреннем рынке и ждет восстановления зарубежного спроса. Рассчитывать на рынок России и СНГ нельзя из-за замедления экономики и внешнего негатива», — отметил в беседе с «Лентой.ру» партнер консалтинговой компании «ОЛСА» Вадим Киселев. Эти проблемы были актуальны еще пять-шесть лет назад. В 2009 году Минпромторг утвердил стратегию развития металлургической промышленности до 2020 года. Среди приоритетных задач: обеспечение растущего спроса на металлопродукцию как внутри России, так и за рубежом, повышение эффективности отрасли и ее конкурентоспособности. Пока что эти цели решаются c трудом.
Больших металлургических предприятий в России — десяток. И еще тысячи более мелких. У крупных игроков есть запас прочности, а также серьезная социальная ответственность, поэтому в случае проблем к ним на помощь должно прийти государство. С небольшими компаниями церемониться не станут. Вполне вероятно, что их банкротство будет использоваться в качестве инструмента очистки и оздоровления металлургической промышленности. У оставшихся игроков не останется иного выхода, кроме реструктуризации. История знает немало примеров успешной адаптации.
Правда, обычно этот процесс занимал пять-десять лет и сопровождался существенным спадом производства. После экономического кризиса 1969 года, который поразил металлургию развитых стран, в США и Великобритании выплавка стали упала почти на 50 процентов, в ФРГ — на треть, в Японии — на 20 процентов. И все это в процессе перестройки. Благодаря инвестициям в современное оборудование и восстановлению мировой экономики удалось вернуться к докризисным показателям. Российской металлургии стоит задуматься и о том, чтобы сделать свою структуру более гибкой. Под давлением финансовых проблем громоздкие компании с полным производственным циклом могут просто рассыпаться.
.